Готов ли ваш ребёнок к школе? НЕЙРОДИАГНОСТИКА детей дошкольного возраста перед школой.
Что важно ребенку для успешного школьного обучения? Быть готовым в школе психологически, физически и его мозг должен быть зрелым с нейропсихологической точки зрения.
Есть структура школьной готовности, в которую входят:
- физиологическая готовность ребенка, то есть, определяется функциональная зрелость и состояние здоровья малыша
- социально-психологическая готовность. Насколько ребенок может усваивать социальные норма, правила, как умеет выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Умеет ли регулировать свое поведение и деятельность
- личностно-мотивационная готовность. Определяется уровнем зрелости эмоционально – волевой сферы, то есть, умением справляться со своими «хочу» и «надо»
- педагогическая готовность. Тут все понятно, насколько ребенок усвоил учебные навыки до школы (в детском саду и тд)
- Нейропсихологическая готовность. Готовность с точки зрения развития и созревания структур головного мозга.
Детский нейропсихолог в отличие от детского невролога, психиатра или психолога не только определит наличие (отсутствие) у ребенка нарушений в развитии мозга, но и определит, в каком отделе мозга они находятся. Расскажет, к каким последствиям в жизни ребенка они могут привести. И главное - подробно ответит на вопрос, что нужно сделать, чтобы этого не случилось.
Но это еще не все. Нейропсихологическое обследование позволит родителям понять особенности развития ребенка и его нервной системы, увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Узнать, в каком направлении лучше развивать своего ребенка. В какой школе, по какой программе, и у какого учителя ему будет учиться комфортно.
Диагностика нейропсихолога помогает родителям получить информацию как об общем уровне развития ребенка, так и о сформированности отдельных психических функций. Тестирование на готовность к школе помогает получить ответы на следующие вопросы:
• Следует ли отдавать ребенка в школу в этом году или подождать еще год?
• Справится ли ребенок с общеобразовательной программой или необходимо искать альтернативные варианты?
• На что следует обратить внимание, чтобы подготовить ребенка к школе и облегчить его адаптацию? Это могут быть проблемы с вниманием, усидчивостью, трудности при прослеживании строки, восприятии информации на слух, отзеркаливание букв и т.д.
Что определяет диагностика нейропсихолога?
Мы определим уровень развития когнитивных навыков:
• память — краткосрочная память, долгосрочная память, рабочая память, эпизодическая память и процедурная память
• внимание — длительность, селективность, распределение, контроль, устойчивость и переключаемость,
• логическое мышление,
• восприятие информации и способность к анализу.
• мышление,
• решение проблем,
• пространственное восприятие и временные представления.
Уровень развития моторных навыков:
• координация движений,
• грубая и мелкая моторика,
• способность к выполнению манипуляций и действий,
• моторная координация,
• баланс,
• гибкость и точность движений
Речь и язык:
• фонологические и лексические навыки,
• грамматические навыки,
• понимание речи и выражение мыслей.
Эмоции и социальная адаптация:
• умение управлять своими эмоциями, чувствовать и выражать эмоции, умение понимать эмоции других людей.
• эмоциональное и социального развитие,
• эмоциональная регуляция,
• эмпатия,
• социальная адаптация и межличностные навыки
Нейродиагностика обычно занимает от 30 до 60 минут, в зависимости от возраста и особенностей ребенка. Результаты теста будут показаны родителям в виде оценки каждого навыка отдельно, а также в общей оценке развития ребенка.
Полученные результаты могут быть полезны при выборе направления дальнейшего обучения и развития вашего ребенка, а также при поиске специалистов для решения определенных проблем, связанных с психическим и физическим развитием.
Нейропсихологическая диагностика для детей — это важный инструмент, который поможет вам понять, как ваш ребенок развивается и какие области его развития нуждаются в дополнительной поддержке.