Звук и психика
Использование звука для лечения возникло в начале начал. Служители всех религий и целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как человеческий голос, хоральное пение, флейты, барабаны и другие ударные, способны изменять состояние мозга. Опыты показали, например, что некоторые ритмы барабанов усиливают тета-активность, связанную с гипнотическими и близкими к сновидению состояниями сознания, а также с вдохновением и повышенным уровнем творческой активности. В последние годы все больше психотерапевтов и психологов используют акустику как отдельный вид психотерапии.
Изучение влияния звука показало, что человеческий мозг реагирует на чистые звуки вполне определенным образом. Томография, измеряющая уровень поглощения глюкозы на клеточном уровне, показала, что чистые звуки и музыка без слов стимулируют повышение клеточной активности в правом или “недоминантном” полушарии.
Хотя оба полушария мозга перерабатывают массу различных видов информации, можно все же провести простое разделение их задач. Доминантное полушарие (для большинства людей – левое) отвечает за речь и логику. Недоминантное полушарие (для большинства людей – правое) перерабатывает информацию, связанную с пространством, образами, интуицией и не основанную на речи. Хотя способность понимать и создавать речь жизненно необходима для нас, у нашего сознания есть и другие стороны, которые наша культура на данный момент либо не считает важными, либо не умеет использовать. Эти области нашего сознания (такие как состояние повышенной творческой активности и гениальность) легче всего достигаются через деятельность недоминантного полушария.
При стимуляции недоминантного полушария (например, с использованием чистого звука) часто возникают необычные состояния сознания. Причина в том, что недоминантное полушарие включает пространственный и интуитивный аспекты нашего сознания. В таких состояниях наше восприятие реальности может сильно отличаться от нашего обычного восприятия. Наши чувства могут обостриться, их восприятие становится более живым и утонченным. Часто люди испытывают прямое переживание своей внутренней ментальной и эмоциональной жизни через прямое восприятие своих психических мотивов (то есть глубинных эмоций и фантазий). Они могут проявляться как внутренние видения или как внутренний диалог.
Нейрология показала, что большинство людей используют менее десяти процентов нашего мозга. В принципе, это значит, что для повседневной жизни нам нужны только 10% (а то и меньше) всех имеющихся у нас нейронных связей. Другие 90% не задействованы. И они останутся пассивными, пока не появится необходимость “пробудить” эти “спящие” нейронные связи. Специально и строго индивидуально подобранные музыкальные композиции – мощный ключ для раскрытия нашего неиспользованного потенциала.
Наш мозг генерирует электрические потенциалы. Эксперименты показали, что эти потенциалы, или волны мозга, напрямую связаны с различными эмоциональными состояниями. Стандартный способ измерения активности волн головного мозга – это электроэнцефалограмма. В ней есть пять разных ступеней, начиная с дельты, низшего уровня, и до К-комплекса, высшего уровня.
Дельта – это частота 0,5-4,0 Hz (герцы – количество циклов в секунду), и она связана с глубоким сном, когда отсутствует осознание собственного “я”. Однако некоторые люди с высокоразвитой нервной системой сообщали о состояниях глубокого покоя и расслабленного осознания “я” в диапазоне дельта. Как правило, это люди, развивающие свою нервную систему через такие практики, как йога, медитация.
Следующий уровень активности – это тета, частота 4-8 Hz. Тета связана с расслаблением и сном, сопровождаемым глубоким переживанием визуальных образов, например, сновидений, видений. Она также связана с некоторыми видами ускоренного обучения. Более того, диапазон тета также часто связывают с феноменом самоисцеления.
От тета мы поднимаемся к альфа, частоте, связанной с легким расслаблением. Диапазон альфа 8-14 Hz, и ее часто используют в методах ускоренного обучения, а также некоторых разновидностях техник самоисцеления.
Бета – это то, что мы, как правило, называем бодрствованием, это частота 14-23 Hz. Более высокий уровень беты – 23-33 Hz, и она связана с состояниями повышенной ментальной активности. В диапазоне 33 Hz находится загадочный К-комплекс, как правило, возникающий редкими вспышками, и связанный с неожиданными озарениями, мгновенным пониманием каких-либо проблем или переживаний.
Немного о звуковых частотах.
Любая звуковая вибрация состоит из волновых форм.
Чем выше частота, тем выше звук. Нормальная зона восприятия звука для человека – от 20 до 20.000 Hz. Некоторые люди слышат звуки выше 20.000 Hz, но очень мало кто слышит звуки ниже 20 Hz.
Есть несколько возможных вариантов использования определенных частот для “приведения” мозга в измененное состояние. Важно помнить, что большинство людей не слышат низкие частоты, типичные для волн мозга. Например, тета волна находится в диапазоне 4-8 Hz, за пределами порога слышимости (20 Hz).
Один из способов преодоления этого называется дифференциацией сигнала. При этом в мозг посылаются два разных сигнала. Скажем, в левое ухо поступает сигнал с частотой 200 Hz, а в правое – с частотой 208 Hz. Разница между сигналами составит 8 Hz, и именно на них будет настраиваться мозг. Наиболее интересными являются многолетние опыты Роберта Монро. Используя различную дифференциацию, удалось добиться удивительных результатов.
Однако следует отметить, что бездумное и многочасовое прослушивание подобной музыки как минимум бесполезно. В зависимости от состояния и проблематики необходимо подобрать строго индивидуальную музыкальную программу.
Среди основных показаний можно отметить депрессию, неврозы, тревожность, бессонницу, чувство немотивированного страха и некоторые другие личностные нарушения. Большинство людей, после прослушивания, отмечают чувство покоя и равновесия, улучшение настроения, стабилизацию сна. Улучшается качество коммуникаций с близкими людьми. Музыка в психотерапии используется как самостоятельно, так и с прочими методами. Мы используем комбинацию психоакустики с телесно-ориентированной психотерапией и символдрамой. О сути этих методов мы расскажем в следующих заметках.