Подростковая группа "Я - важен". Ждем ребят с 13 до 16 лет в нашу группу.

Приглашаем родителей и подростков принять участие в нашей новой группе "Я важен"

Группа рассчитана на возраст 13-16 лет. Я - важен: группа для подростков, где ты найдешь свое место

Привет, ребята! 👋

Ты чувствуешь, что тебя не понимают?

г. Саратов
ул. Челюскинцев, 151/161
c 9.00 до 21.00
(без выходных)

Схожу ли я с ума?

Патопсихологическая диагностика

или могу ли я определить, что схожу с ума

В последнее время все чаще звучит вопрос клиентов «а все ли в порядке у меня с головой?» Потому я решила рассказать об одном интересном исследовании, а так же ответить на ряд популярных вопросов относительно критериев психического здоровья.

 

И речь пойдет о патопсихологической диагностике, как проходит такое исследование, для чего оно нужно, можно ли диагностировать у себя психическое заболевание самостоятельно, и о многом другом, имеющем отношение к теме.

Итак, сразу оговорюсь, что подобное исследования проводят только клинические психологи и результаты исследования помогают психиатрам поставить точный диагноз. В отношении проведения подобных исследований, клинические психологи  - более узкие специалисты, нежели психиатры. Но окончательный диагноз ставит ТОЛЬКО ВРАЧ – психиатр.

В общем виде, патопсихологическая диагностика — это набор приёмов и методов, помогающих специалисту выявить определённые нарушения психической деятельности человека.

Результаты патопсихологической диагностики нужны в течение всего периода лечения и в последующем наблюдении человека. Сначала они используются для постановки диагноза,  затем при назначении тактики лечения, после, основываясь на них, определяют успешность/безуспешность лечения.

Теперь, когда мы примерно определились, зачем проводится патопсихологическая диагностика, рассмотрим более детально, что именно исследуется в процессе исследования:

1.Психический статус. Это характеристика психо-эмоционального состояния пациента на момент обращения к специалисту. Мы определяем  - как себя чувствует пациент, что испытывает, насколько понимает, кто он, где он находится и почему.

2. Исследование личности. В этом разделе мы исследуем особенности личности пациента и его характерологическую классификацию личности. Типов характера существует много: шизоидный, истероидный, тревожный, нарциссический и другие. Не пугайтесь, что названия звучат как пугающие диагнозы – это не так. Например, шизоид совсем не обязательно является шизофреником, а депрессивный склад характера не означает, что человек будет пребывать в депрессии. Вообще, каждого из нас  можно отнести к тому или иному типу по классификации характера. Вообще связь между типом характера и психическим заболеванием не является обязательной.

Зачем это исследование, если его результаты не является диагнозом

Все просто – полученные результаты позволяют более эффективно подобрать терапию: кому-то нужно больше заботы, кому-то наоборот, подойдут более строгие методы терапии (КПТ). Кроме того, понимание этого пункта исследования помогает спрогнозировать дальнейшее поведение пациента (риск суицида, намеренное искажение симптомов заболевания и тд). Это же прекрасно, что сейчас у нас с вами есть инструмент, позволяющий подобрать терапию с учетом наших личностных особенностей (не нужно пробовать разных специалистов и методики!)

3. Исследование мышления. Одно из основных исследований в клинической психологии. Здесь мы определяем статус мышления и ищем возможные нарушения. Или же их отсутствие  - например, вид депрессии (вызванная внутренними процессами в мозгу или внешними стрессами). Отсутствие нарушений мышления в этом случае будут исключать более сложную форму депрессии  - эндогенную.

Нарушения мышления существуют разных типов - у пациента может быть нарушена способность выделять главное и второстепенное (вопрос «Что главного в самолете» - ответ «я летал на нем с родителями»). Так же, к нарушениям мышления относится обобщение, когда человеку сложно выделить отличительные черты у разных объектов и все сливается в одну непонятную кучу.

Еще одно из  интересных нарушений мышления – резонерство. Это склонность человека к пространственным  и длинным рассуждениям, имеющим мало общего с предметом обсуждения. Это может выглядеть вот так: «Однажды я поехал к другу на автобусе, кстати, вы знаете, что материал, из которого делаются автобусы – это металл, который добывают в Сибири? Так вот, когда я жил в Сибири, у нас там морозы были до -40, так что жить в Сибири очень сложно и это издевательство над людьми»

Есть нарушения мышления в мотивационной сфере  - пациент не может сформировать здоровую иерархию потребностей. Например, он заблудился в лесу, блуждает там уже сутки, но вместо того, чтобы искать способы спастись, он рассуждает о философах и как они повлияли на становление государственного строя России»

Бывают и очевидные нарушения мышления – идеи отношений (я внебрачный внук Николая 2, я должен владеть миром и тд)

4.Исследование памяти. Тут все проще – существуют несколько видов памяти и мы все их можем исследовать. Зрительная, слуховая, обонятельная и другие памяти. Краткосрочная, оперативная и долгосрочная память. Мы так же анализируем процесс запоминания информации.

5. Исследование интеллекта. В исследовании мы используем разные методики, направленные на получение адекватной оценки интеллектуальных особенностей пациента, независимо от образования, культурной принадлежности и так далее. Данное исследование нужно для определения, прежде всего, умственной отсталости и оценки серьезности органических повреждений (если они есть). В ряде заболеваний данное исследование позволяет нам определить уровень ограничений интеллектуальной деятельности (например, при шизофрении).

Помимо общего интеллекта, существуют еще социальный и эмоциональный интеллекты, так же нуждающиеся в исследовании. Простыми словами – это способности корректно понимать и оценивать поведение других людей и эмоциональную сферу.

6.Исследование внимания. Это исследование восприятия, которое так же может быть нарушено при различных психических расстройствах и заболеваниях. Оно является очень полезным при понимании органических нарушений в ряде заболеваний (шизофрения, БАР)

7.Исследование эмоционально – волевой сферы. Мы определяем, насколько пациент захвачен эмоциями и какие это эмоции, а так же насколько человек способен к волевой деятельности (что-либо целенаправленно и продолжительно делать)

КАК ПРОХОДИТ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА и МОЖНО ЛИ ОБМАНУТЬ СПЕЦИАЛИСТА?

Исследование начинается в момент прихода пациента в кабинет специалиста. Используется метод наблюдения, после подключается беседа. И только после мы подключаем инструментальные исследования (проективные тесты,личностные опросники, таблицы, пиктограммы и тд).

Если допустить, что пациент знает предмет исследования лучше специалиста, то теоретически он может ввести в заблуждение психолога. Может начать симулировать или диссимулировать. Но это очень и очень сложно, ведь нужно постоянно помнить о множестве факторов исследования – одна неверно поставленная черточка в пиктораммах сразу укажет на искажение фактов. Кроме того, нужно превосходно владеть телом и мимикой и даже быть прекрасным актером, иначе по вербальным проявлениям будет видно, что «что-то не так». Мне часто доводилось быть свидетелем таких ситуаций.

А САМОМУ МОЖНО ДИАГНОСТИРОВАТЬ У СЕБЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО?

Нет. Тяжелое психическое расстройство и уж тем более заболевание диагностировать самостоятельно у себя невозможно. Просто потому, что подобные расстройства и заболевания существуют всегда с искажением восприятия реальности. И даже если вы начнете видеть летающих котов и собак, у вас точно будет логическое объяснение происходящему.

Человеку в депрессии, находящемуся на тяжелом уровне психических нарушений, кажется, что у него все плохо и так будет всегда. И он искренне не понимает, почему другие этого не видят. Пациент, постоянно моющий руки и боящийся микробов, может уверенно обсуждать и даже находить исследования на тему, что мыть руки надо как можно чаще. А кто-то в маниакальной фазе будет уверен в своей неотразимости и своих бизнес-способностях настолько, что возьмет кредиты, продаст квартиру и тд.

И даже если вы получите образование психиатра – все равно не сможете у себя диагностировать заболевание психики самостоятельно. Никто не может, даже самый опытный врач и диагност. У себя это сделать невозможно.

В заключении хочу сказать, что все наши «странности» вовсе необязательно являются симптомом и признаком психического заболевания. И чтобы наверняка убедиться, что вы или ваши близкие здоровы – обращайтесь только к специалистам.

Связанная услуга